БТР-Д 
В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск СССР был принят гусеничный бронетранспортер БТР-Д, созданный под руководством А.В.Шабалина в КБ ВгТЗ с использованием узлов и агрегатов БМД-1. Прототипы этой машины проходили войсковые испытания в 119-м парашютно-десантном полку 7 гв. вдд, ставшем с той поры своего рода базой для испытания новой техники.
Появление БТР-Д было не случайным. Жесткие требования по ограничению массы заставили ограничить габариты и, соответственно, вместимость БМД-1. В ней могли разместиться только семь человек: два члена экипажа и пять десантников (для сравнения: в БМП-1 – 11). Таким образом, для того чтобы посадить ВДВ «на броню», потребовалось бы слишком большое количество боевых машин. Поэтому и возникла идея разработки на базе БМД-1 бронетранспортера, слабее вооруженного, но зато имеющего большую вместимость.
БТР-Д отличался от БМД-1 удлиненным почти на 483 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР состояло из двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, установленных в носу машины, аналогично БМД-1 (на первых опытных объектах один из пулеметов крепился на турели на крыше десантного отделения, но позднее на этом месте был смонтирован люк командира), и четырех дымовых гранатометов 902В «Туча», смонтированных попарно на задней стенке десантного отделения. Во второй половине 1980-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя», устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса. Постоянный экипаж БТР-Д состоит из трех человек: механика-водителя и двух пулеметчиков, в десантном отделении размещаются десять десантников. В бортах десантного отделения, высота которого, по сравнению со всем корпусом, несколько увеличена, располагаются по две амбразуры с шаровыми установками для стрельбы из автоматов АКМС и по два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170. В кормовом люке находится перископический прибор МК-4С и еще одна шаровая установка для стрельбы из автомата. Наблюдение в переднем секторе из десантного отделения можно вести через два прямоугольных смотровых окна, в боевом положении закрывающихся броневыми крышками. В передней части крыши десантного отделения расположен люк командира десанта, заимствованный у БМП-1. Сектор наблюдения через прибор ТКН-ЗБ и два прибора ТНПО-170, установленных на люке, расширен за счет вращения его на шариковой опоре (на первых опытных образцах люк командира с приборами наблюдения и ИК-прожектором располагался в носовой части слева).
Несмотря на увеличившиеся размеры, за счет отказа от башни с вооружением боевая масса БТР-Д, по сравнению с БМД-1, возросла всего на 800 кг. Так же, как и БМД-1, БТР-Д является авиатранспортабельной и плавающей машиной с аналогичной подвижностью и проходимостью.
Бронетранспортеры БТР-Д поступали на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии. В каждой воздушно-десантной дивизии по штату полагалось иметь 69 машин этого типа (в противотанковой батарее воздушно-десантного полка – 6 БТР-РД вооруженных ПТРК). На экспорт БТР-Д не поставлялся. Использовался Советской Армией в Афганистане, российскими миротворческими силами в Южной Осетии и Абхазии, российскими контингентами Международных сил по поддержанию мира в Боснии (IFOR) и Косово (KFOR). Кроме того, БТР-Д и машины на его базе принимали самое непосредственное участие в боевых действиях Российской Армии в Чечне.
Благодаря более длинной по сравнению с БМД-1 6-катковой базе шасси, именно БТР-Д был взят за основу при создании машин различного назначения для ВДВ. В частности, на его базе были созданы самоходное орудие 2C9 «Нона», машина управления артиллерии 1В119 «Реостат», командно-штабная машина КШМ-Д «Сорока», бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д, санитарный бронетранспортер, а также зенитная, противотанковая и другие модификации.
http://otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/armour-rus-bmd/b_btrd.htm Источник: «Бронеколлекция»
|